Демодекоз у собак

Демодекоз – паразитарное заболевание собак, вызываемое мелкими клещами (размер 0.2-0.3 мм) рода Demodex Canis. Приводит к поражению кожи и подкожной клетчатки, в тяжелых случаях – лимфатической системы и внутренних органов. В норме возбудитель постоянно присутствует на коже в небольших количествах. Демодекоз у собак развивается при ослаблении организма и снижении иммунитета.

Демодекоз у собак признаки

Симптомы и течение заболевания зависят от его формы.

Формы демодекоза у собак:

• Локализованный – чаще наблюдается у собак в возрасте до года, характеризуется возникновением нескольких поражений (до 5), без склонности к слиянию и генерализации процесса. На коже появляются участки покраснения и облысения, покрытые нежирными чешуйками. Более часто поражается кожа возле глаз и на морде. Этот вид демодекоза может завершиться как спонтанным выздоровлением, так и усугублением процесса и переходом в генерализованную форму.
  • Генерализованный демодекоз у собак – данная форма наблюдается как у молодых, так и у взрослых животных, характеризуется  пятью или более участками поражений, со склонностью к слиянию. Наблюдается облысение, выраженное шелушение, впоследствии появляются корочки, при отделении которых кожа кровоточит. Часто процесс осложняется пиодермией. В тяжелых случаях поражается практически вся кожа, животное становится вялым, истощенным, возможно поражение внутренних органов.

Генерализованный демодекоз разделяется на ювенальный (возникший у животных младше 1.5 лет) и взрослый. Правильное и своевременное лечение ювенального демодекоза зачастую приводит к полному выздоровлению. Взрослый демодекоз тяжело поддается лечению, склонен к переходу в хроническую форму.

Причины

Локализованный и ювенальный генерализованный демодекоз зачастую развивается вследствие неполноценного питания, ослабления организма после смены зубов, тяжелых болезней, стрессов. Заболевание может передаваться по наследству. Взрослый демодекоз преимущественно развивается при:

• Продолжительном лечении кортикостероидами и другими иммуносупрессивными препаратами.
  • Злокачественных опухолях, гипотиреоидизме, лейшманиозе.
  • Болезнях и состояниях, приводящих к угнетению клеточного иммунитета.

Нередко заболевание развивается без видимых причин у ухоженных чистокровных собак с полноценным рационом, не имеющих никаких заболеваний.

Также существует породная предрасположенность.

Чаще всего демодекоз встречается у:

• Шарпеев.
  • Вест хайленд уайт терьеров.
  • Английских бульдогов.
  • Шотландских терьеров.
  • Эрдельтерьеров.
  • Маламутов.
  • Мопсов.
  • Доберман-пинчеров.

Диагностика

Основной метод диагностики – микроскопия глубокого соскоба с поражений. При этом важно сжать кожу между пальцами, чтобы паразиты выдавились из волосяных фолликулов. Диагноз считается подтвержденным при выявлении большого количества как зрелых возбудителей, так и незрелых форм. В некоторых случаях дополнительно проводят гистологическое исследование образца кожи. При локализации поражений в труднодоступных местах для исследования выщипывается шерсть, и возбудителей ищут на волосяных фолликулах.

Демодекоз у собак лечение

Локализованный демодекоз – в 90% случаев болезнь проходит самопроизвольно. Лечение не ускоряет выздоровление и неспособно предотвратить переход болезни в генерализованную форму. Через 4 недели после первичного приема у ветеринарного врача проводится повторный соскоб. Уменьшение количества взрослых паразитов и незрелых форм в сочетании с уменьшением площади поражений указывает на то, что собака выздоравливает. Если количество возбудителей в соскобе сохранилось или увеличилось, возрастает риск перехода демодекоза в генерализованную форму.

Генерализованный демодекоз – при своевременной и полноценной терапии удается излечить около 90% больных животных. Важно проводить параллельное лечение сопутствующих заболеваний. Каждые 3-4 недели нужно делать контрольные соскобы, для определения динамики течения болезни. Лечение демодекоза продолжают еще месяц с момента первого отрицательного соскоба. Дело в том, что симптомы исчезают за несколько недель до того, как будут полностью уничтожены клещи. В некоторых случаях терапия занимает до года.

Лечение включает:

Использование препаратов с действующим веществом флураланер (бравекто), в последнее время крайне эффективное и популярное лечение демодекоза собак.

• Купание собак раствором амитраза 2-4 раза в месяц. Длинношерстных собак коротко стригут и снимают струпья. Для их размягчения и уничтожения бактерий можно использовать лечебные шампуни типа Пероксидерма. При использовании этого метода допускается лечение демодекоза  у собак в домашних условиях, в промежутках между контрольными соскобами. Предварительно врач должен научить владельцев правильно купать животное.
  • Применение ивермектина. Некоторые ветеринарные врачи отмечают его токсичность, однако терапевтическая польза от использования препарата превышает потенциальный вред, а побочные явления можно устранить коррекцией дозы и временной отменой приема. Ивермектин противопоказан собакам пород колли, шелти и бобтейл.
  • Ежемесячное применение препарата Адвокат (10% имидаклоприд и 2.5% моксидектин ) или его аналогов.
  • Назначение антибиотиков при вторичном бактериальном обсеменении.

В зависимости от состояния назначают симптоматическую терапию:

• Антигистаминные препараты для устранения зуда.
  • Седативные препараты при сильном беспокойстве.
  • Иммуностимуляторы, поливитаминные комплексы.
  • Гепатопротекторы.

Профилактика

Переболевшие демодекозом животные, даже в случае полного выздоровления, исключаются из разведения. У животного должен быть полноценный рацион, особенно в период смены зубов и полового созревания. Раз в 6 месяцев нужно давать собаке курс витаминов и минералов. Нельзя бесконтрольно применять кортикостероиды и другие иммуносупрессивные препараты.

В нашей клинике диагностикой и лечением демодекоза занимаются ветеринарные врачи – дерматологи Майкова Оксана Анатольевна и Новик Екатерина Сергеевна

Пищевая аллергия у собак: признаки и лечение

Пищевая аллергия – реакция гиперчувствительности на компонент рациона, чаще всего – на белок. Сопровождается кожной сыпью, зудом и патологическими изменениями внутренних органов.

Почему собака часто чешется? Симптомы и лечение

Зуд – одна из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются владельцы животных. Нередко этот симптом пытаются устранить самостоятельно, не разобравшись, почему собака чешется.

Почему кошка часто чешется и лижется. Причины и лечение

Для кошек естественно вылизывать себя и периодически чесаться. Но если это происходит часто и сопровождается беспокойством, то, скорее всего, животное испытывает сильный зуд. В таком случае необходимо обратиться в ветеринарную клинику

Ветеринарная дерматология для животных кошек и собак

Ветеринарная дерматология – это отдельный раздел ветеринарии, который изучает причины возникновения заболеваний кожи, а также методы диагностики и лечения

Кожные заболевания собак: лечение, симптомы

Кожные заболевания у собак - весьма распространенная картина не только среди бродячих представителей класса, но и наших домашних питомцев.

Атопический дерматит у собак: признаки и лечение

Атопический дерматит – воспалительное заболевание кожи, сопровождающееся зудом, высыпаниями, шелушением, беспокойством животного. Развивается вследствие реакции гиперчувствительности организма к определенным аллергенам-раздражителям.

19.11.2017. Добрый вечер. У меня кот кастрирован, ему лет 13, сегодня целый день орет и не может сходить в туалет ни по какому. Что делать? И сколько стоит?
Здравствуйте Наталья, вполне возможно, что у кота острая задержка мочи, она очень опасна развитием почечной недостаточности.  Вам нужно в срочном порядке…